Россия перед вторым пришествием. Год 1917-й. Гражданская война


Дата публикации: 23 марта 2010г.


Св. прав. Иоанн Кронштадтский (свидетельство П. М. 09.02.1934): «В 1900-1903 годах учился я в Ораниенбауме в Офицерской Стрелковой школе, куда часто приезжал покойный протоиерей Иоанн Кронштадтский, который говорил, что уже близко время, что разделится народ на партии, восстанет брат на брата, сын на отца и отец на сына и прольется много крови на Русской земле. Часть русского народа будет изгнана из пределов России, изгнанники вернутся в свои родные края, но не так скоро, своих мест не узнают и не будут знать, где их родные похоронены. Я покойнику протоиерею не верил. Но теперь вспоминаю его слова»1.

«В начале 1918 г. в усыпальнице о. Иоанна раннюю обедню отслужил прозорливый старец протоиерей о. Михаил Прудников. Один из двух ожидавших его почитателей сказал ему: «Отец Михаил, Россия гибнет, а мы, дворяне, ничего не делаем, надо что-нибудь делать!» На это о. Михаил ответил резко: «Никто ничего поделать не может до тех пор, пока не окончится мера наказания, назначенного от Бога русскому народу за грехи; когда же окончится наказание, назначенное от Бога русскому народу за грехи, тогда Царица Небесная Сама помилует, а что помилует, - я знаю!»

Из церкви все трое прошли к о. Михаилу чай пить.

Пользуясь старой дружбой, то же лицо стало спорить с протоиереем Прудниковым, говоря: «Позвольте, ведь вот Деникин уже подходит к Москве, Колчак, Юденич, Миллер, - все успешно действуют». На это о. Михаил опять резко, как бы даже с гневом сказал: «Все это ни к чему, зря только кровь проливают, ровно ничего не выйдет!»2.


Иеросхимонах Аристоклий († 26 августа 1918), старец Афонский. Вспоминая о разговоре со старцем за десять дней до его смерти, Вера Цветкова (в будущем матушка Варвара, подвизавшаяся в Св. Гефсимании подле мощей особо ею почитаемой Се. Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны) писала: «...я ему говорила, что образовалась тогда Белая Армия и есть надежда. - «Нет, не будет, потому что дух не тот». - Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем, только покаяние через страдание спасет Россию»3.


Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) еще в самом начале гонений на Церковь: «Да, Российская Империя может быть сметена надвигающимися событиями, но Церковь погибнуть не может»4.


Святитель Тихон, Патриарх Московский: «Умереть нынче немудрено... Нынче труднее научиться, как жить»5.

«Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане!.. Только на камени врачевания зла добром - созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя Ее и чистота подвига Ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»6.

«Пусть слабостью кажется эта святая незлобивость Церкви, эти призывы к терпеливому перенесению антихристовой вражды и злобы... Мы умоляем вас всех не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина - не сходить с пути крестного, ниспосланного Богом»7.

«Пусть погибнет имя мое в Истории, только бы Церкви была польза»8.


Архиепископ Иоанн (Максимович † 02.07.1966), Западно-Европейский и Брюссельский уже в наше время следующим образом оценил Белое движение: «Вы ставите вопрос о поминовении вождей белых армий гражданской войны, а также о статьях в печати, чернящих их.

Конечно, молиться за них не только можно, но и должно, как в домашних, так и в церковных молитвах. Они были православные и остались таковыми до конца жизни; грех имеют все, и за тех, кто больше грешит, нужно еще больше молиться.

Также никак нельзя одобрить статей в печати, направленных против них. Они дороги многим своим соратникам, и дороги за свои положительные качества. Такие статьи затрагивают чувства многих и оскорбляют их, создавая вредный раздор среди русских людей. Но самим, однако, надо ясно себе отдавать отчет не только в похвальных сторонах их деятельности, но и отрицательных, чтобы знать причины наших бедствий, чтобы самим не подражать им; если мы тоже виновны в том, искренне стараться исправить то, что возможно. Никак нельзя оправдывать зло, а тем более его облагораживать. Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом... горькое почитают сладким, и сладкое - горьким» (Исаия 5:20).

Пишете, что многие считали Государя виновным в наших неудачах, а посему считают себя вправе нарушать присягу? Присяга есть клятвенное обещание перед Крестом и Евангелием, и нарушение ее есть клятвопреступление. Если бы даже действительно выполнение ее грозило большими бедствиями или было явно безнравственным, то и тогда нарушивший ее не мог бы считаться совершенно невинным и должен был бы искать у Церкви разрешения от клятвы, Но если нарушивший, по причинам уважительным, все же частично является виновным и должен очиститься от греха, насколько виновнее те, кто поддался клевете и обману.

Ведь следственная комиссия, назначенная Временным правительством, не нашла подтверждения обвинениям против Царской Семьи и должна была это признать. Кому больше дано, от того больше взыщется, и посему, чем кто ответственнее занимал место, тем более виновен в неисполнении своего долга.

Если бы высшие военачальники и общественные деятели вместо «коленопреклоненных» умолений Государя об отречении, выполнили то, что следовало по присяге - искусственно устроенный петроградский бунт был бы подавлен и Россия спасена.

Недавно Франция была в тяжелом положении. Заявление де Голля о самоопределении алжирцев многим французам, особенно родившимся и выросшим в Алжире, прозвучало как измена, и поднялся бунт с требованием свержения и казни «изменника». Но большинство ответственных лиц остались верны своему долгу и катившаяся в бездну Франция была спасена. То же произошло бы и у нас, если бы руководящие лица армии и общества остались верны присяге и долгу. Совершен был страшный грех перед Богом и государственное преступление. Насколько кто загладил свой грех, ведомо Богу. Но открытого покаяния почти никем проявлено не было.

Призыв к борьбе за Россию, после падения Временного правительства, и потеря захваченной было власти, хотя вызвал благодарные чувства многих и соответствующее движение, но не было это выражением раскаяния со стороны главных виновников, продолжавших считать себя героями и спасителями России. Между тем, Троцкий в своих воспоминаниях признает, что больше всего они (советы) боялись, чтобы не был провозглашен Царь, т.к. тогда падение советской власти стало бы неминуемым. Однако этого не случилось, «вожди» боялись того же. Они воодушевили многих на борьбу, но запоздалый их призыв и отвага не спасли Россию. Некоторые из них в той борьбе положили жизнь и пролили кровь, но гораздо больше пролито невинной крови, которая продолжает литься по всей России, вопия к небу.

Посему отношение к ним, как и ко всем государственным деятелям Руси, должно быть то, которое выражено у Пушкина устами летописца - «Хвалите за славу, за добро, а за грехи, за темные деяния, Спасителя смиренно умоляйте...», нисколько их не оправдывая, но и не крича о них, ибо то, что произошло, наш общий позор, позор России и ее бедствие»9.


Архиепископ Аверкий, Троицкий и Сиракузский (1974): «...Тяжкий грех Богоотступничества и Богоборчества мог быть очищен поистине только огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему и Белое Движение и все другие попытки свергнуть иго лютого безбожия, воцарившегося над несчастным заблудшим русским народом, не привели к желанной цели. Мало было одного освобождения внешнего от сатанинской власти. Ничего бы не дало русскому человеку, в душе которого продолжал бы жить этот яд змеиный. Только путем таких тяжких страданий мог очиститься русский народ от этого страшного яда. И эти страдания даны русскому народу: даны ему на пользу!»10.


Архиепископ Феофан Полтавский (1872 - 06.02.1940): «Россия переживает то, что переживали другие христиане, - бесноватость, и относиться к ней надо, как к больному человеку»11.


Иеросхимонах Аристоклий Афонский (16 августа 1918): «А Россия еще будет спасена. Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой <…>, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес <…>, а у Бога весы точные. И когда и малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией»12.



1. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1. С. 194.

2. Там же. С. 195.

3. «Православная Русь». 1991. № 13. С. 10.

4. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. М. 1993. С. 87-88.

5. Там же. С. 233.

6. Там же. С. 62.

7. Там же. С. 233.

8. Там же. С. 61.

9. Архиеп. Иоанн (Максимович). Письмо г-ну Рейеру об отношении к вождям Белого движения // «Православная Русь». 1991. № 13. С. 11. См. журн. «Пчела», изд. Фонда им. святителя Иоанна (Максимовича). Москва, 1990. № 6.

10. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слои Божия. Т. IV. С. 180.

11. «Московский литератор». 1991. № 19. С. 7. В передаче душеприказчика владыки - схимонаха Антония (Чернова, род. 1909) из Великобритании.

12. Цит. по кн.: Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. С. 14.


Россия перед вторым пришествием > Отодвинутое время: Год 1917-й. Революция Год 1917-й. Гражданская война Год 1922-й Год 1947-й Год 1992-й «Тайна беззакония» ...