Преподобный Сергий Радонежский в нашей жизни: Духовные дети и дочерние обители


Дата публикации: 06 марта 2008г.


Посмотреть икону

Вспомним видение преподобного Сергия, когда он увидел великое множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него, и услышал голос: «Так же, как и эти стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам».

Преподобный Сергий не только игумен обители своей, но и учитель, духовный отец множества монахов, лучшие из которых также основывали монастыри. И трудно отделить одно дело от другого - обители от учеников. Каждый из монастырей живёт духом, вложенным в него при основании, а дух этот ученики переняли от преподобного Сергия, своего учителя.

Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей, так что духовное потомство великого Радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонёк духовной жизни и разливая свет Христов.

Кроме Троицкой обители, и сам Сергий ещё при своей жизни был основателем нескольких монастырей.

Как был основан Киржачский монастырь с главным храмом Благовещения Пресвятой Богородицы, рассказано в главе « Сергий покидает обитель».

Основал Преподобный и два московских монастыря - Спасо-Андроников и Симонов.

Основанию Спасо-Андроникова монастыря, по промыслу Божию, предшествовало чудо. Алексий, митрополит Московский, был чудесно спасён Богом во время бури на Чёрном море, когда возвращался из Константинополя. В честь этого он дал обет основать монастырь во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Назначить игумена новой обители он предложил преподобному Сергию.

Первым игуменом преподобный Сергий поставил своего любимого ученика и земляка Андроника. Преподобный Андроник, «тихий, кроткий, смиренный», по отзыву летописца, был родом из той же Ростовской области, из которой происходил его великий авва. Ещё юношей Андроник, презрев славу и богатство, пришёл к преподобному Сергию в радонежские леса и много лет пробыл у него в совершенном послушании. Святой наставник очень любил ученика за его добродетели и безответное послушание и особенно молил о нём Бога, чтобы покрыл эту невинную душу от вражеских козней и помог ему довершить своё течение до конца. Андроник давно питал в душе желание основать свою общежительную обитель и не таил сего желания от старца. И Господь исполнил пламенное желание пустынника - даровал ему игуменство в монастыре, основанном по обету святителя Алексия.

Построенная на пути в Орду, обитель святого Андроника была последним местом горестного прощания с Москвой и одновременно духовного утешения для князей, отправлявшихся туда; здесь же благодарили Бога за благополучное возвращение из опасных путешествий.

Этот монастырь сделался вскоре знаменитой школой иконописания для всей Руси. Великие иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный были иеромонахами этого монастыря. Первый их совместный труд - роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году; в 1408 году расписан Успенский собор во Владимире, а впоследствии они расписали стены Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Для этого же храма была написана «Троица» Рублёва.

Преподобный Андрей Рублёв и погребён в Андрониковом монастыре (увы, захоронение утрачено и мощи не обретены). Единственный в советское время музей древнерусского искусства, то есть прежде всего иконописи, находится именно здесь. В последние годы возобновились службы в Спасском соборе монастыря.

Симонов монастырь, в 10 верстах от Кремля, был основан, по благословению Сергия и под его руководством, племянником его Феодором, который впоследствии был владыкой в Ростове.

Феодор с 12 лет жил в обители преподобного Сергия, который очень любил своего племянника за чистоту души и послушание. Преподобный Феодор очень хотел основать общежительный монастырь, который во всём был бы похож на обитель преподобного Сергия. С этим желанием он долго странствовал в поисках места для обители. Наконец он поселился на возвышенном и покрытом густым лесом берегу Москвы-реки.

Здесь была построена церковь Рождества Богородицы, и потом это место получило название Старого Симонова. Старого - потому что в поисках большего уединения, желая убежать от известности, которая распространялась о его святой жизни, преподобный Феодор поселился в лесу в стороне от монастыря. Очень скоро в это место к учителю пришли и его ученики. И здесь была основана новая Симонова обитель с храмом Успения Пресвятой Богородицы.

Монастырь, основанный преподобным Феодором, стал действительно родственным обители преподобного Сергия, который часто подолгу жил здесь, останавливаясь в специально устроенной для него келье, где пламенно молился за преуспеяние своего ученика. Он вместе с братией возделывал здесь землю для огородов, насаждал деревья, копал пруды и колодцы. Пруд неподалеку от монастыря в течение веков сохранял название Сергиевого.

Среди монахов и послушников монастыря много было будущих епископов и митрополитов. Отсюда, еще из бесед с преподобным Сергием, вырос великий подвижник, монастырь которого стал центром просвещения для всего необъятного Севера Руси, - Кирилл Белозерский.

Находясь в ближайших окрестностях Москвы, Симонов монастырь разделял и судьбы её: вместе ратовал против врагов Отечества, вместе страдал и бывал убежищем для её изгнанных жителей. Именно со стен Симонова монастыря в 1591 г. был отбит последний набег на Москву крымского хана.

Но в истории были и трагические страницы. В 1812 году Симонов монастырь разграбили и сожгли французы, а в XX веке его стены и храмы были разрушены советской властью. Но храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, где были похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя, и сейчас стоит на том месте, которое освятил ещё преподобный Сергий. И, слава Господу, живёт богослужебной жизнью!


Одним из первых учеников преподобного Сергия, преподобным Саввой, был основанСаввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода.

Савву за его усердие и любовь к Богу преподобный Сергий назначил духовником всей братии своего монастыря. После преставления своего учителя преподобный Савва несколько лет был игуменом Троицкой обители. Ещё и сейчас за монастырём есть источник, появившийся здесь в ту пору по его молитве.

Но скоро по промыслу Божию преподобный Савва был призван для основания новой обители. Случилось это через князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, который захотел, чтобы Савва стал игуменом нового монастыря в Сторожах под Звенигородом. Это место, расположенное на высоком холме, и сейчас поражает всякого приходящего сюда богомольца, а тогда оно очень полюбилось Преподобному, который назвал его «небесным раем, насаждённым благовонными цветами». Трудами преподобного Саввы и князя Юрия здесь был построен дивный собор Рождества Богородицы (1404 г.). По соседству есть скит на месте пещеры, где молился Преподобный, и ископанный им колодец, откуда он носил воду для братии.


 

Кириллов и Ферапонтов монастыри. Основатели этих обителей в северных заволжских лесах, далеко-далеко от Москвы, на территории современной Вологодской области, - Кирилл и Ферапонт Белозерские. Оба подвижника вышли из Симоновской обители, где пользовались наставлениями преподобного Сергия. Первого из них привёл сюда друг Сергия, преподобный Стефан Махрищский.

Когда преподобный Сергий приходил в Симонов, он прежде всех посещал Кирилла в хлебне, где тот трудился. Прозорливый старец видел, каким великим монахом будет Кирилл впоследствии, и с любовью беседовал с ним о спасении души. После Феодора Кирилл некоторое время был настоятелем Симоновской обители, но потом, по любви к безмолвию, удалился в свою уединённую келью в Старом Симонове.

Однажды, по обычаю своему читая ночью акафист Пресвятой Богородице, он услышал голос: «Иди на Белоозеро - там тебе место». В то же время в тёмной ночи заблистал свет, и из оконца, выходящего на север, Кирилл увидел озарённое огромное пространство с живописными местностями. После этого видения Кирилл вместе с другом своим Ферапонтом отправился на Белоозеро с тою же иконой Богоматери, пред которой постигло его молитвенное видение.

Ферапонт не случайно стал спутником Кирилла. Ему по послушанию приходилось бывать в северных лесах около Белоозера.

Несколько месяцев шли Кирилл и Ферапонт на север, пока с высокой горы Мауры Кирилл не узнал указанного ему в видении места. Там он положил основание общежительной обители Успения Пресвятой Богородицы (в 1397 г.).

Вскоре Ферапонт покинул Кирилла и поселился в красивом месте меж двух озёр. Там он основал тоже общежительный монастырь - Рождества Богородицы (в 1398 г.).

Множество препятствий встретили старцы в этих необжитых краях. Но через век-полтора на месте землянки преподобного Кирилла стоял монастырь, по размеру превосходивший Троице-Сергиев, а прежде девственная природа северных лесов превратилась в оживленные местности и цветущие поля.

В 1408 году преподобный Ферапонт, по желанию Можайского князя Андрея Димитриевича, перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь, в котором и почил в 1426 году, 27 мая. А преподобный Кирилл скончался в 1427 году, 9 июля.


По материалам книги Елены Тростниковой
«Преподобный Сергий»

Сергий Радонежский чудотворец, преподобный > ... Преподобный Сергий Радонежский в нашей жизни Обитель Колокола Лавры Духовные дети и дочерние обители Сергий - освободитель Руси Акафист и молитвы преподобному Сергию Радонежскому