Первоверховный апостол Павел: проповедь в Афинах, Коринфе, Ефесе


Дата публикации: 17 сентября 2008г.


Путь благовестников лежал в Афины, этот центр языческой мудрости. Роскошная столица Греции была переполнена идолами, и это глубоко возмутило дух апостола Павла. Повсюду видя вокруг себя следы языческой лжи и развращения, он без промедления открыл проповедь среди афинян, погруженных во тьму заблуждений и пороков. По субботам он рассуждал в синагоге с иудеями, а чтобы и язычников не оставлять без вразумления, апостол, пользуясь любовью афинян к новостям, беседовал ежедневно на площади с горожанами. Некоторые из философов, эпикурейцы и стоики, вступали с ним в споры. Одни с гордым презрением спрашивали: «Что хочет сказать этот суеслов?» В других же проповедь Павла возбудила лишь любопытство: «Кажется, он проповедует о чужих божествах». Движимые интересом, они привели апостола в ареопаг (верховный суд) и попросили его пред собранием образованнейших людей страны раскрыть подробнее новое учение, которое показалось им весьма странным и неслыханным. В ответ апостол Павел обратился к афинянам с речью, в которой выразилась вся его богодухновенная мудрость.

«Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны, - говорил Павел. - Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род. Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:22-31).

Но не успел апостол произнести даже имени Спасителя мира, как речь его была прервана. Слова о воскресении из мертвых показались представителям языческой мудрости смешными, бессмысленными, и некоторые из них открыто и прямо засмеялись, а другие, сохраняя серьезное выражение, снисходительно сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Апостол Павел вынужден был прекратить свою речь. Но на некоторых членов ареопага она произвела впечатление, и они уверовали. Таковы были Дионисий Ареопагит, женщина, именем Дамарь, и другие.

Из Афин Павел отправился в столицу Ахаии Коринф. Здесь он поселился в доме Акилы и Прискиллы, родом иудеев, занимавшихся, как и Павел, плетением палаток. В Коринфе апостол каждую субботу посещал синагогу и проповедовал. Но так как иудеи противились и злословили Павла, то он, отряхнув прах ног своих, сказал: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».

Проповедь апостола в Коринфе принесла богатые плоды; многие уверовали во Христа и крестились. Однажды ночью Господь явился апостолу в видении и, ободряя к дальнейшим подвигам, сказал: «Не бойся, но говори, и не умолкай; ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе». После этого Павел продолжительное время проповедовал Евангелие коринфянам. Но наконец иудеи возмутились против апостола, схватили и привели на судилище, обвиняя, что он учит о Боге противно закону иудейскому. Однако Галлион проконсул, брат знаменитого философа Сенеки, сказал: «Когда идет спор об учении и именах, и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом».

Вскоре Павел предпринял третье путешествие апостольское. Апостол прибыл в Ефес, где уже было небольшое число учеников Господних, принявших только Иоанново крещение. Апостол Павел скоро заметил неполноту их христианского просвещения и спросил: «Приняли ли вы Святаго Духа?» Они отвечали: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». Тогда Павел сказал: « Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Иисуса Христа». И они крестились во имя Господа Иисуса, а Павел возложением рук низвел на них Духа Святаго, после чего они стали говорить иными языками и пророчествовать.

Апостол находился в Ефесе около двух лет. Оставив иудеев, злословивших Господа, Павел перешел для проповеди в училище некоего Тиранна, язычника, где учил не по субботам только, как доселе в синагоге, но ежедневно. Так благовестием о Христе огласилась вся Асия. Руками Павла Бог творил немало чудес: на больных и бесноватых возлагали платки и опоясания с тела его, и они исцелялись.

Услыхав о чудесах, совершаемых Павлом во имя Иисуса Христа, некоторые из скитающихся иудейских чародеев, семь сынов первосвященника Скевы, стали употреблять при заклинаниях над бесноватыми имя Господа Иисуса. Они суеверно думали, что чудодейственная сила заключается в самих звуках этого имени. Но злой дух, находившийся в бесноватом, отвечал: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»

И бросился на них бесноватый и, одолев, взял такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из дома. Весть об этом событии скоро разнеслась по городу и произвела сильное действие на жителей Ефеса. На всех напал страх пред всемогущей силой Господа, а верующие радостно прославляли это святое имя. Устрашенные ефесяне приходили к апостолу и приносили ему раскаяние в своих порочных делах. Многие из чародеев и занимавшихся волшебством, собрав свои магические книги, сожгли их пред народом. С такою силою возрастало слово Господне в Ефесе!

В городе делали серебряные и золотые модели знаменитого языческого храма Артемиды, здесь находившегося, которые рассылались повсюду и доставляли богатые доходы. Некто серебряник Димитрий, видя могущественные успехи Евангелия в Малой Азии, пришел в опасение, что его ремесло совсем потеряет ход. Созвав художников и подобных себе мастеров, он сказал им: «Друзья! Не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить».

Толпа корыстолюбивых лицемеров исполнилась ярости и стала кричать: «Велика Артемида Ефесская!» Возмущение быстро распространилось по городу. Двое из спутников Павловых были схвачены. Павел хотел было явиться пред разъяренною толпою; но верующие удержали его. Блюститель порядка, утишив народ, сказал: «Мужи ефесские! Вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Есть судебные собрания, и есть проконсулы: пусть там жалуются друг на друга».

Пробыв в Эфесе три года, посетив Македонию, Ахаию, Сирию, апостол вознамерился плыть в Иерусалим. Перед отъездом он призвал к себе пресвитеров Ефесской церкви, главной среди церквей Малоазийских.

Трогательное это было прощание. Павел, проникнутый нежною, отеческой любовью, преподал пастырям последнее личное наставление. «Иду в Иерусалим, - говорил он им. - Дух Святый по всем городам свидетельствует, что узы и скорби ждут меня. ...Я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: Блаженнее давать нежели принимать» (Деян. 20:18-35).

Слова апостола произвели глубокое впечатление. Все плакали. Все повергались на выю Павлову. Все целовали его. Насилу вырвались путешественники из рук их. Особенно тяжко было слышать верующим, что они не увидят более лица апостола. То же зрелище повторилось потом в Тире и наконец в Кесарии Филипповой. В Кесарии пророк Агав, войдя в дом Филиппа благовестника, где находился Павел, взял его пояс и, связав себе руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников». Когда верующие услыхали это, все обратились с мольбой к апостолу Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел сказал в ответ: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса».


По материалам книги "Апостолы Христовы"

13 апостолов Христовых > Первоверховный апостол Павел: ... Первое миссионерское путешествие апостола Павла Начало второго миссионерского путешествия Проповедь в Афинах, Коринфе, Ефесе Заключение под стражу в Иерусалиме Благовестие Фесту и Агриппе Путешествие в Рим. В узах. Окончание жизни ...