Россия перед вторым пришествием. Россия и Европа


Дата публикации: 23 марта 2010г.


Преподобный Максим Исповедник (582-662): «Я не желаю, чтобы еретики мучились, и не радуюсь их злу. Боже сохрани! - но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих, собранных воедино. Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить немилосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель»1.


Преподобный Феодосий (ок. 1036-1091), игумен Киево-Печерский: «Я, Федос, худой, раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в чистой и Православной вере рожден и воспитан в добре и наказании правоверными отцом и матерью, наставлявшими меня доброму закону: верой же латинской не прельщаться, обычая их не держаться и причастия их избегать, и всякого учения их избегать, и нравов их гнушаться, и оберегать своих дочерей: не отдавать за них и у них не брать. [Нельзя] ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целоваться, ни есть или пить с ними из одной посуды, ни пищу их принимать. Тем же, кто у нас просит, Бога ради, есть или пить, дать, но в их посуде; если же не будет у них посуды, то в своей дать, а потом, вымыв ее, помолиться. Все это потому, что неправильна вера их, и нечисто они живут <...> Мне же говорил отец мой: ты, чадо, остерегайся кривоверных и всех их разговоров, чтобы не исполнилась и наша земля злой той веры. И те, спасая, спасут душу свою, кто в Православной вере живет; нет ведь иной веры лучше нашей, так как чиста и свята наша вера Православная - живущие в этой вере от грехов избавятся и мук вечных избегнут, а к жизни вечной причастятся и со святыми радоваться бесконечно будут. А живущим в другой вере - или в латинской, или в сарацинской, или в армянской - не видать жизни вечной. Не подобает же, чадо, хвалить чужую веру. Если хвалит кто чужую веру, то оказывается своей веры хулителем. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то оказывается такой двоеверцем, и близок он к ереси. Ты же, чадо, остерегайся их, и свою веру непрестанно хвали. Не сходись с ними, но избегай их и подвизайся в своей вере добрыми делами, и милостынью одаряй не только единоверцев, но и чужих. Если видишь раздетого, или голодного, или от стужи или от беды какой страдающего, будет ли то иудей, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или язычник любой - всякого помилуй и от беды избавь, если можешь, - и не будешь лишен воздаяния от Бога. Бог ведь и Сам ныне поганых опекает так же, как и христиан. Поганых  же иноверцев защищает Бог в этом веке, но в будущем лишены они будут добродетели. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь охраняемы Богом, и в будущем веке спасены будем Господом нашим Иисусом Христом»2.


Митрополит Филарет (Дроздов, 1782-1868), Московский и Коломенский: «Люби врагов своих, борись с врагами Отечества и ненавидь врагов Христовых»3.


Преподобный Нил Mиpoточивый Афонский (XVI в.) 4: «Ныне осень монашеству, и завладеет им царица погибели. Вы спросите: что это за осень? Осень - это время, в котором мы находимся теперь. (Преподобный вещал об этом в 1817 г. - Сост.).

Ныне осень, в которой погибает благодать (т. е. плодоношение) монашеской жизни. Но держитесь <...> удерживайте то, что еще держите, чтобы не сделаться и вам виновными в погублении монашеской жизни <...> Теперь осень! Увядает благодать, красота души, т. е. прежняя красота душ подвижнических в монашестве. Зима грядет!

Прослышала царица погибели, что запустела монашеская жизнь, призвала семиглавого зверя беззакония, взошла на сего зверя и повелела ему: «Завладей»! Он и завладел первою уздою непокорства, монашеством, т. е. покорностью монашествующих чину монашескому и старшим.

<...> Вбежал зверь семиглавый беззакония в чувство монашества и скачет в нем, дабы напоять монашество чашею бесчувствия <...>».

«За последнее время монахи стали уклоняться в погибель погибели и возделывать путь беззакония. Около 25 лет тому назад (т. е. приблизительно с 1790-1792 гг., со времен французской революции - Сост.) монашество сделало поворот, погибель вторглась в среду монашества, монашество обнищало благодатию, т. е. мало стало в нем подвизающихся.

<...> Сильно развился в нем дух мирской многопопечительности <...> ...В третьем двадцатипятилетии, какое погибельное раздолье будет в среде монашества? В четвертом же двадцатипятилетии будем иметь: 7 и 4, т. е. - 7400 лет от сотворения мира; какую же волю получит тогда погибель в монашестве? (Примечание к сему переводчиков: Святой говорил это в 1817 г.; следовательно, началом упадка монашества он определяет 1792 г. Это время ознаменовано началом торжества вольнодумных учений, французской революции, упадком монархизма на Западе, развитием атеизма и увлечением экономическою, торгово-промышленною, вообще, материальною стороною жизни)»5.


Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894): «Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские, и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет, человек - ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно было всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования - инде разумные, далее полоумные, там безумные. И пошло все вверх дном.

Что у нас? У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства - выражается свободно. И вот выходит, что и мы на пути к революции!»6.


Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, 1845-1913), старец Оптинский (02 января 1911 г.): «Один человек видел во сне танцующих кадриль, и Ангел Господень вразумил его, говоря: «Посмотри, что они делают, Господи, да ведь это - поругание Креста Христова». Действительно, французская кадриль была выдумана в эпоху революций для попрания креста, ведь и танцуют ее 4 или 8 человек, чтобы как раз вышел крест. Подобный сон видела и одна схимница - ей представилось, что танцующие были объяты пламенем и окружены канатом, а бесы прыгали и злорадствовали о погибели людей»7.


Современный исследователь и публицист Н. Н. Лисовой пишет о некоторых событиях французской революции 1789 г:. «Сентябрьские убийства» - так назвали современники массовые избиения дворян и священников в парижских тюрьмах, производившиеся санкюлотами 2-4 сентября 1792 г. по инициативе «друга народа» Марата. Вот что говорит «великий маг и каббалист», крупнейший авторитет в области масонских традиций, Элифас Леви о сентябрьских событиях:

«Во время сентябрьских убийств какой-то таинственный старик громадного роста, с длинной бородой, появлялся везде, где убивали священников.

«Вот вам за альбигойцев, - восклицал он. - Вот вам за тамплиеров. Вот за Варфоломеевскую ночь. За Севенских осужденных». (Перечисляются некоторые секты и люциферианские ереси, в борьбе с которыми обвинялась католическая Церковь).

Он рубил направо и налево и весь покрыт был кровью с головы до ног. Борода его слиплась от крови, и он громко клялся, что он вымоет ее кровью.

После казни Людовика XVI этот самый вечный жид крови и мести поднялся на эшафот, погрузил обе руки в королевскую кровь и окропил народ, восклицая: «Народ французский! Я крещу тебя во имя Якова и свободы»8.


«Это был тот самый человек, который предложил мадемуазель де Сомбрейль выпить стакан крови «за народ», - прибавляет цитировавший этот же отрывок о. Павел Флоренский (09.01.1882-08.12.1937) и продолжает: «В 1307 году был арестован орден Тамплиеров, подготовлявший ниспровержение христианства во имя взращенного в его недрах древнего манихейства. Вместе с религиозным переворотом подготовлялась величайшая социальная революция, имевшая перестроить облик всей Европы. Но орден был разгромлен, а великий магистр его Яков Моле был сожжен на медленном огне 18-го марта 1314 года. Но, влиянием ордена, имевшего огромные связи, эта казнь была отсрочена и из тюрьмы заключенный вел широкую организационную деятельность. Плодом ее были четыре великих масонских ложи: в Неаполе - восточная, в Эдинбурге - западная, в Стокгольме - северная, в Париже - южная. Тайное общество принесло клятву вечной ненависти французскому королевскому дому и католической Церкви, а также и вообще началам монархии и церковности. Эту свою ненависть вместе с девизом: Liberte, Egalite, Fraternite оно понесло через века и передало великой революции. От имени Моле может быть отчасти понятным пристрастие этого тайного общества ко всему, что носило имя Якова; но далеко не все совпадения тут могли зависеть от человеческих пристрастий, как бы они ни были горячи. Так ни от чьих намерений не могло зависеть имя признанного вдохновителя французской революции - Жан-Жака Руссо, данное ему при крещении, ибо не за имя же Жак в нем увидели пророка революции. В том самом доме на улице Платриер, в котором умер этот Жак, была основана ложа - центр революционного движения. «Якобинизм имел уже имя раньше того, чем главы заговора выбрали старую церковь монахов-якобитов местом для своих собраний.9 Их имя происходит от имени Якова - имени рокового для всех революций.10  Старые опустошители Франции, сделавшие Жакерию, назывались «жаками». философ, роковые слова которого предуготовили новые жакерии, назывался Жан-Жаком, и тайные двигатели революции клялись низвергнуть трон и алтарь на гробнице Якова Моле <...>» (Элифас Леви)»11.

Без Яковов, как известно, не обошлась и «наша» революция. Речь идет о Яковах-Янкелях12 Свердлове и Юровском.

Первый принадлежал к семье высокого посвящения. Особая роль Свердлова, как куратора цареубийства, теперь не подлежит ни малейшему сомнению. Небезынтересны будут и другие подробности причастности этой семьи к этому преступлению. Известно, например, что во время пребывания Царской Семьи в Тобольске там жила племянница Я.Свердлова. Старший же брат Якова, Зиновий Пешков, в годы гражданской войны, и как раз во время расследования Екатеринбургского злодеяния, сопровождал французского генерала Жанена (главу «союзнической» миссии) в его поездках на Урал и в Сибирь. (Между прочим, именно генерал Жанен неотступно был при следователе Н. А. Соколове, когда тот вывозил материалы следствия в Европу; часть этих материалов впоследствии оказалась у Жанена «на хранении»)13.

Что касается другого Якова - Янкеля Юровского, то этому непосредственному палачу доверили торговать не только имуществом изуверски убитых им жертв. Как работник Гохрана, он был причастен к скандальной торговле выковырянными из русских коронных драгоценностей бриллиантами в 1923 г. в Амстердаме и Антверпене. Именно он был одним из вдохновителей и исполнителей читинской авантюры 1923 г.: под охраной латышских стрелков в Читу, где было японское представительство, были доставлены русские короны, держава и скипетр. Цель - продажа их в Америку или Европу через Маньчжурию. В результате скандала советское правительство было вынуждено пойти на организацию в 1925 г. выставки в Колонном зале Дома союзов. Юровский был перемещен из Гохрана, за два года способствовав его разорению подчистую14.

Был на Екатеринбургской Голгофе и свой «вечный жид». Принимавшие прямое участие в следствии генерал М. К. Дитерихс и английский журналист Р. Вильтон в своих книгах свидетельствуют, что за день до злодеяния «в Екатеринбург из Центральной России прибыл специальный поезд, состоявший из паровоза и одного пассажирского вагона. В нем приехало лицо в черной одежде, похожее на иудейского раввина. Это лицо осмотрело подвал дома», в котором, как известно, была найдена каббалистическая надпись. По свидетельству очевидцев вечером 05/18 июля 1918 г. через железнодорожный переезд в Коптяки (т. е. к месту глумления над Царскими телами) проехал автомобиль с 6 солдатами и одним штатским - «жид с черной, как смоль, бородой». Солдаты сопровождения на расспросы сказали, что они - московские15.


Святитель Феофан Затворник: «Если у нас все пойдет таким путем, то что дивного, если и между нами повторится конец осьмнадцатого века со всеми его ужасами? Ибо от подобных причин подобные бывают и следствия»16.


Автор «Истории евреев» Грец пишет: «Внезапно блеснула на западе молния с ясного неба, - послышался громовой раскат, оглушительный гул: последовали июльские дни (1830). Никто не предвидел этой революции, никто ее не подготовлял; даже те, кто ее творили, не имели ясного сознания о происходившем, а были только слепыми орудиями в руке вершителя исторических судеб»17.


Представление о том пути, который задолго до революции предуготовили России сторонники общечеловеческого безбожного «развития» (а попросту говоря, масоны), дает статья Н. Бутми в газете «Земщина» от 09 января 1911 г.: «Всем, кто сколько-нибудь следит за жизнью европейских государств, известно, как систематически и упорно проводятся во французской школе идеи безверия и антипатриотизма, как всякое упоминание о Боге и религии тщательно исключается из французских учебников, как до неузнаваемости искажается в этих учебниках священное достояние народа - его история; как величайшим героическим подвигам и славным событиям французской истории придается такое освещение, что, вместо чувства национальной гордости, изучение такой искаженной истории вызывает в молодежи презрение к прошлому своей страны и своего народа. Грубейшая фальсификация в направлении производится с чисто иудейской беззастенчивостью и цинизмом. «Le Gaulois» (католический орган - Сост.) от 24 ноября 1910 года в статье Мориса Тальмейра «История в лицее» приводит пример беззастенчивой фальсификации, направленной к развенчанию и унижению в глазах французских граждан всего, чем создано было величие Франции. Дело идет об учебнике «Истории Франции», составленном преподавателем лицея Альбертом Малэ, одобренном правительством и имеющем большое распространение, как в учебных заведениях, так и в частных домах. Общий тон этой «Истории Франции» таков, что «все, происходившее до 1789 года, все, что создали и любили предки, чем они жили, представлено каким-то ужасным кошмаром, а все, что было после великой французской революции - чистою идиллиею, верхом справедливости, добродетели и счастья».


Святитель Феофан Затворник: «Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начали уже забывать тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает»18.

«Следует наказать нас: пошли хулы на Бога и дела Его гласные. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия отвратилась от нас; ради Ее и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? - Увы!»19.


Преосвященный Аверкий (Таушев, 19.10.1906 - 31.03/13.04.1976), архиепископ Сиракузский и Троицкий, толкуя слова святителя Феофана Затворника, писал (1964): «Святитель, как мы видим, резко осуждает наше неразумное увлечение <...> полуязыческой западной культурой, и в особенности французоманию, доходившую до презрения к своему родному языку и замены его французским. И это страшное, можно сказать, стихийное нашествие на нас французов и с ними других европейских народов («двадесяти язык») в 1812 году было, по мысли святителя Феофана, ничем иным, как целительным средством, которое употребил Господь для того, чтобы мы прозрели и воочию увидели чего стоит эта мнимая западная культура. Когда в Отечественную войну французы, столь обаятельные и галантные в светских салонах, обнаружили все свое внутреннее бесстыдство, «буйство» и «зверонравность», храмы Божии не постыдились обратить в конюшни и надругались над нашими святынями, тогда только познали мы истинную цену той лжекультуры, которой так безрассудно прежде увлекались. В итоге Отечественной войны мы, казалось, радикально излечились от «французской жизни»: «покаялась тогда Россия», говорит святитель Феофан, «и Бог помиловал ее»20.


С. А. Нилус (1862-1929), русский духовный писатель (26 марта 1909 г.): «Был у меня один приятель. В дни своей молодости (теперь ему лет семьдесят), стало быть, лет 35-40 назад, был он товарищем прокурора по Елатомскому и Темниковскому уездам Тамбовской губернии. Глухие в то время это были места: леса дремучие, пески сыпучие - старая, простая, безхитростная Русь, богатая еще от века нетронутыми дарами Всевышнего, богатая зверем, птицей, рыбою и почти библейской простотой сердца, языка и нравов. Лесу была уйма, хотя не было еще лесоохранительных комитетов и в помине. Но и лесопромышленников тогда в тех местах еще не было...

Было дело это зимой. В одном из глухих лесных поселков задержала на ночлег моего приятеля внезапно разыгравшаяся лютая вьюга. Попросился он ночевать в первую попавшуюся избу, - избы в тех благословенных местах хорошие, просторные, - и, поужинав чем Бог послал, стал располагаться на ночлег в отведенной ему горнице. Смотрит, а с печки высунулась и глядит на него старая, седая, лохматая голова, да такая старая, что седины ее уж не белыми кажутся, а в зелень ударяют.

- Дедушка! - окликнул его мой приятель, - сколько лет тебе?

- Ась?

- Годов тебе много ль?

- А кто ж их знает? Должно, много.

- Француза, небось, помнишь?

- Хранцуза-то? Помню, как не помнить!

- Что же ты помнишь?

- И хранцуза с Наплюйоном помню, как ен при Царе Александре приходил со всей нечистой силой. Ведь, Наплюйон-то, сам ведаешь, антихрист был.

- Ну какой там антихрист! - возразил приятель.

- Верно тебе говорю: антихрист. Только ему тогда всех сроков еще не вышло, оттого и не одолеть было ему нашего Царя Ляксандра. А все ж дошел ен до самого Пинтенбурха и Царя нашего окружил со своими нечистиками со всех сторон.

- Ну что ты говоришь, дедушка? Наполеон дальше Москвы не пошел. Москву он сжег, это правда, но до Петербурга и до Царя он не доходил.

- А я тебе говорю - дошел и со всех сторон Царя Ляксандру окружил так, что ни к нему пройтить, ни от него проехать никак нельзя было, и подвозу, значит, к Царю никакой провизии не стало. Вот тут-то и стало жутко царским енералам, и стали просить они Царя Ляксандру, чтобы ен скореича отписал на Тихий Дон к казакам, к ихнему атаману, Платову. И написал Царь на Тихий Дон, к храброму атаману Платову такое слово: «Храбрый атаман ты мой Платов и храбрые мои казаченьки! Подшел к Пинтенбурху нечестивый Наплюйон с хранцузом и со всякой нечистью и окружил ен меня с моими енералами со всех четырех сторон. И не стало ко мне никакого подвозу: ни круп, ни муки у меня нетути, и вошь меня заела. Приходи, выручай меня со своими казаченьками». - Написал Царь письмо и отправил его на Тихий Дон с верным человеком. Ну, и пришел, значит, к Царю храбрый атаман Платов со своими казачатами и отправил в тартарары и Наплюйона, и хранцуза, и всю ихнюю нечисть, а Царя с енералами освободил; Царя накормил, а вошь с него всю посчистил. <...>

Глас народа - глас Божий!..

Не так прост и невежественен был тот старичок с бородой в прозелень, который утверждал, что «Наплюйон» был «антихрист», которому «сроков тогда еще не вышло». Но что Наполеон, действительно, готовился сознательно и сам, и что его готовил сатана в антихристы, тому в истории Наполеона указаний много, но, к сожалению, никому из историков его эпохи не приходило в голову рассматривать его жизнь и деяния под этим углом зрения. А следовало бы, особенно в наши дни, такие схожие с тем временем, когда подготовлялась в норах и подпольях королевской Франции и международного «гетто» так называемая «великая» французская революция, породившая Наполеона. <...> Попутно вспомним, что и Сам глава Российской Церкви, Св. Синод, в послании своем по случаю вступления Наполеона в 1812-м году в пределы России, именовал его антихристом»21.


Игумен Черменецкого монастыря о. Антоний (Бочков) - Оптинским старцам (сер. XIX в.): «Я живу и умру с мыслью, что самый опасный, самый страшный враг наш - французы. У моих дорогих соотечественников память короткая: они забыли Наполеона и 12-й год, а в моем сердце живет и кровоточащей раной доселе болит осквернение святынь Московского Кремля. Горе тем сынам России, кто об этом позабудет, горе той России, у которой народятся такие дети!»22.


Промасонская газета «La Guerre Sociale» анархиста Эрве по поводу Бородинских торжеств в России в августе 1912 г.: «Все приходит в свое время... Были времена, когда и французская армия, предводительствуемая своими королями и императорами, в той же потрясающей своей величественностью тишине с благоговением и обнаженной головою слушала также утреннюю и вечернюю молитвы. Но эти времена прошли, и мы надеемся, что они уже не вернутся. Здравый разум подсказал Франции, что ее армия может обойтись и без грандиозных сцен, и мы почтительнейше исключили Бога из наших судов, из школ, из больниц и отовсюду. Россия, вырвавшаяся уже из уз Самодержавия и успевшая обзавестись уже своим народным представительством, идет в последнее время быстрыми шагами по пройденному уже Францией пути прогресса, и есть все основания ожидать, что вскоре и она последует примеру своей союзницы и расстанется со своим Богом самым радикальным образом, как с ненужным и отжившим свой век предрассудком. Как ни трудна еще работа русской молодой Думы, но в этом направлении ею уже немало сделано для просвещения русского народа, и можно быть уверенным, что она успешно доведет это дело до конца»23.



1. Козлов Н. Крестный путь. Б.м. 1993. С. 19.

2. Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М. 1990. С. 160-162.

3. Козлов Н. Крестный путь. С. 18.

«Тот ненавидит мысленных врагов совершенной ненавистью, - говорит преп. Евфимий Зигабен, - кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее бесстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди».

4. Память преп. Нила Мироточивого чтится на Востоке и празднуется 7 мая (ст. ст.) - обретение мощей его и 12 ноября (ст. ст.) - день его блаженной кончины. (7/20 мая празднуется также наш преп. Нил Сорский, а 12/25 ноября - память преп. Нила Постника). Преп. Нил Мироточивый жил и подвизался на Святой Горе Афонской в XVI веке и известен как прославленный от Господа подвижник, ревностный обличитель уклонения афонского монашества. По несомненному свидетельству 18 января (ст. ст.) 1817 г. преп. Нил явился простому афонскому иноку Феофану и в продолжительной беседе под видом старца изрек ему эти «Вещания», которые инок Феофан, по благодати Святаго Духа, подробно затем записал с помощью грамотного друга своего о. Герасима. Свою рукопись «Вещаний» они окончательно завершили в 1819 г. Последующие обстоятельства понудили их покинуть Святую Гору, чтение их рукописи вызвало ожесточенные нападки на них братии. По повелению Преподобного они переселились в монастырь Св. Саввы в Палестине, куда они увезли с собой свою подлинную рукопись, где она, по имеющимся сведениям, хранится доныне в монастырской библиотеке.

5. Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Перевод с греческой рукописи. Издание Келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне. СПб. 1912. С. 175, 173. Здесь и далее для комментария использована публикация в журнале «Православный путь». Джорданвилль. 1991. С. 141-152.

Переводил на русский, редактировал, составлял «подстрочные и изъяснительные примечания» старший член С.-Петербургского духовного цензурного комитета архимандрит Александр. - Сост.

6. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 99-100.

7. Беседы схиархимандрита Оптинского Скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб. 1991. С. 14.

8. «Домострой». 1991. № 26.

9. «До сих пор не умолкли споры о загадочном происхождении названия «якобинцы», - пишет Н. Н. Лисовой. - Одно ясно для всех - связь с именем Якова <...> Известный писатель, масон и бонапартист Кадэ де Гассикур непосредственно возводил его к имени Якоба Моле. Другие говорят о якобитах, масонах шотландского ритуала, сторонниках свергнутой шотландской династии Стюартов. Вспоминают о том, что первая якобинская ложа была учреждена в Аррасе, родном городе Робеспьера самим Иаковом 3-м-Претендентом еще в 1745 году. Обобщая то и другое, некоторые историки для объяснения имени «рокового для всех революций», ссылаются на первого в истории «революционера» библейского богоборца (Быт. 32:28 - Сост.) Иакова»  «Домострой». 1991. № 26.

10. «С некоторыми именами, - пишет о. Павел Флоренский, - связывается в истории некоторый определенный вид общественных отношений и характер вытекающих отсюда событий. <...> Одно из таких исторических имен: Яков. От древности и до наших дней с ним, и в больших и в малых масштабах, связаны вихри, около имени Якова возникающие, столкновения, потрясения, коварства, заговоры; около этого имени кто-то попадается, нередко гибнет. Это не бессильно сплетаемая интрига, не просто личный расчет и не черное предательство из корысти или злобы, а скорее планомерное развертывание некоторого исторического дела, уловленный ритм истории, собранный в один фокус и попирающий все стоящее на пути. Это огонь страсти, но страсти не чувства, а воли и рассудка, и нет такого, на что бы не покусился он, если оно попытается остановить разгоревшийся пожар. Разумеется, таково имя Яков в масштабе историческом; в личном же - оно не достигает этой грандиозности, но тем не менее определяет характер и поведение, ярко выраженные родоначальником всех Яковов - Праотцем Иаковом. <...> «В день святого Якова (25-го июля), заменивший у чехов, вероятно, древний Перунов праздник, в некоторых местах до сего времени сохранился обычай, при особых церемониях низвергать с церковной башни, или с крыши, или из высшего окна какого-либо частного дома, жертвенного козла с позолоченными рогами, украшенного цветами. Кровь этого животного собирают, тщательно высушивают и хранят, как действительное целебное средство. Мясо его съедается собравшейся толпой, которая, по окончании этого жертвенного пира, предается увеселениям и пляскам». Вот первые испарения крови, клубящейся около имени Якова. Они не остаются такими легкими и сгущаются в кровавые призраки»

Свящ. Павел Флоренский. Имена. С. 54-55..

11. Свящ. Павел Флоренский. Имена. «Купина». 1993. С. 55-56.

12. «Самый звук <...> слова «яд», самое написание яд, да и вообще буква «я», - записывал о. Павел Флоренский, - особенно в ее произношении ja, казались какими-то вкрадчивыми, сладковатыми, коварными, разрушительными, но разрушительными таинственно, без физических причин <...> Это впечатление от слова «яд» связаны у меня со словом «Янкель». Может быть, в каких-нибудь подслушанных разговорах было упоминаемо имя Янкель - может быть, в каком-нибудь жутком применении - не знаю почему, но Янкель, может быть, и по присутствию Я и сладкого кель, показалось знаменательно-зловещим, каким-то ядовитым, льстиво-коварным и губительным»

Свящ. Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М. 1992. С. 43-44..

13. «Царь-колокол». № 10. М. 1991. С. 41-42, 47-48.

14. «Наше наследие». М. 1991. № II. С. 40-41; № III. С. 47.

К сожалению, не все удалось сохранить. Брачная корона русских Императоров оказалась все же на Западе, хранится сегодня в коллекции жены бывшего посла США в СССР. Но и сейчас опасность для русских коронных драгоценностей не миновала. Реликвии Гохрана и Алмазного фонда, по сообщению журнала «Наше наследие», - отнюдь не неприкосновенное национальное достояние, как в других странах, они являются залоговой собственностью Министерства финансов СССР (СНГ? России?). Царские регалии - в залоге!

15. Вильтон Р. Последние дни Романовых. Берлин. 1923. С. 80; Дитерихс М. К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. Т. I. M. 1991. С. 217, 233-234; Ушкуйник В. Памятка русскому человеку. Парадоксы истории. Издательство «Политическое воспитание». Нью-Йорк. 1982. С. 30.

16. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 100.

17. Селянинов А. Тайная сила масонства. СПб. 1911. С. 190.

18. Архиепископ Аверкий (Таушев). Провозвестник кары Божией русскому народу. Джорданвилль. 1964. С. 20.

19. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 427.

20. Архиепископ Аверкий (Таушев). Провозвестник кары Божией русскому народу. С. 21.

21. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. I. Сан-Франциско. 1969. С. 106-110.

22. Там же. Т. 2. С. 169.

23. Нилус С. А. «Близ есть, при дверех». С. 184.


Россия перед вторым пришествием > На пути к революции: Россия и Европа Россия и Европа. Часть вторая «Поборники лжи» (Интеллигенция и революция) Грозные знаки Грозные знаки. Часть вторая