Преподобный Сергий Радонежский чудотворец: Игуменство


Дата публикации: 06 марта 2008г.


Посмотреть икону

Так прошёл год. В это время умер тот игумен, который постриг преподобного Сергия в монашество. Сергий очень горевал о нём и воссылал к Богу молитву, чтобы Он дал обители игумена - наставника и управителя. О том, чтобы самому стать игуменом обители, преподобный Сергий и не думал: он отсекал всякий помысел о том, чтобы властвовать над людьми, быть главным. Так он боролся с опасной страстью честолюбия. Но Провидец Господь, знающий будущее, желая возвысить, устроить и прославить то место, не нашёл никого лучше Сергия и даровал братии самого просившего.

Было это так. Братья пришли к преподобному Сергию и сказали:

- Отче! Мы не можем жить без игумена! Будь нашим игуменом и наставником, чтобы мы приходили к тебе с покаянием исповедоваться в своих грехах; мы хотим каждый день получать от тебя прощение, благословение и молитву и видеть, как ты совершаешь святую литургию, хотим причащаться Пречистых Тайн из твоих рук1. Не откажи нам, отче, в нашем общем желании!

- У меня и помысла не было стать игуменом, - отвечал им преподобный Сергий, вздохнув из глубины сердца. - Душа моя желает одного: скончаться в иноках на этом месте. Не принуждайте меня, братья, оставьте меня Богу, и Он что захочет, то и сделает со мной.

Но братья снова и снова умоляли преподобного.

- Если ты не послушаешь нас и не станешь нашим игуменом, мы уйдем из обители! - говорили они. - За тобой мы пришли сюда, тебя одного и хотим видеть во главе, тебя слушаться!

Много дней длился этот спор: братья принуждали, а Сергий отказывался; но наконец в нём победила сердечная любовь к братьям и забота о них, и он почти согласился на их мольбу.

- Хотя я сам нуждаюсь в поучении и больше стремлюсь быть в подчинении у других, чем властвовать и начальствовать, но боюсь я Божьего суда, - сказал он. - Если Богу будет угодно то, что вы мне повелеваете, - да будет воля Господня! Пойдёмте в город к епископу, пусть рассудит нас.

В то время митрополит всея Руси Алексий был в Царьграде, где посвящали его на первосвятительский престол Руси. В отсутствие его управлял Русской Церковью епископ Афанасий, живший в городе Переяславле. К нему и пришёл преподобный Сергий, взяв с собой двух старцев из своей обители. Поклонившись епископу, он стал просить его дать обители игумена. Но епископ, просвещённый Духом Святым, сказал:

- Возлюбленный сын и брат мой! Тебя Бог призвал от утробы матери, и я много слыхал о тебе. Да будешь ты отныне отцом и игуменом братии, собранной Богом в обители Святой Троицы.

- Недостоин я служения священнического, перед которым со страхом и трепетом преклоняются и самые ангелы, - воскликнул преподобный. - Я не начинал ещё жить по-монашески, как же мне дерзнуть на столь великую святыню?

- Возлюбленный! - отвечал ему епископ. - Все духовные дарования ты приобрёл, а вот послушания не имеешь!

Тогда Сергий поклонился ему в ноги и произнёс:

- Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!

И все присутствующие сказали:

- Аминь!

И тотчас епископ повёл преподобного Сергия в храм и, облачившись в богослужебные ризы, совершил службу, на которой поставил Сергия во диакона. На следующий день епископ рукоположил Сергия в священнический сан и повелел ему совершить святую литургию. Со страхом и духовной радостью исполнил все повеления преподобный Сергий. После литургии епископ Афанасий наставил его наедине, по-христиански поцеловал и отпустил его - истинного игумена, пастыря и врача духовной братии.

Так был поставлен Богом на игуменство преподобный Сергий.

С радостью встретили его братья обители. С тех пор стал преподобный ежедневно совершать Божественную литургию и неленостно возносить утренние и вечерние молитвы - о мире всего мира, о благостоянии святых Церквей, о православных царях, князьях и о всех православных христианах. Он говорил братьям:

- Мы должны подъять великий подвиг борьбы с невидимым врагом, который, как лев рыкающий, бродит и хочет каждого поглотить.

В начале его настоятельства в обители было двенадцать человек братии, не считая самого игумена, тринадцатого. И это число иноков сохранялось и два года и три, не увеличиваясь и не уменьшаясь.

Если один из монахов умирал или уходил из обители, то другой брат приходил на его место. Но спустя три года число братии наконец превысило двенадцать и с тех пор всё возрастало. Люди из разных городов и сёл приходили к Сергию, чтобы остаться жить с ним. Пришёл в обитель из Москвы и брат Сергия, Стефан, и привёл своего младшего сына Ивана, чтобы поручить его преподобному Сергию и постричь в иноки. Игумен Сергий постриг его и дал ему в монашестве имя Феодор. В то время ему было, по словам одних, десять лет, а по свидетельству других - двенадцать.

Держа в сердце поучение Спасителя: Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35), преподобный смирял себя и ставил ниже всех, подавая всем пример: на работу он выходил раньше всех, первым приходил на службы в церковь. Совершая ежедневно литургию, он сам приготавливал всё необходимое для неё: сам не только пёк просфоры, но и толок и молол пшеницу, просеивал муку, заквашивал и месил тесто для них; сам он скатывал и свечи. Никому другому из братии он не позволял печь просфоры, хотя многие этого хотели.

Преподобный с любовью и радостью принимал всех, кто приходил к нему и хотел стать монахом, и не прогонял никого, но постригал в монашество только после долгого испытания, после того как послушник исполнял вместе с братией все монастырские работы и привыкал к уставу обители.

С самого основания обители преподобный Сергий установил такой обычай: после службы повечерия, глубоким вечером, почти ночью, и особенно в тёмные и долгие осенние и зимние ночи, он, помолившись в своей келье, выходил из неё, чтобы обойти все кельи монахов. Если слышал он, что кто-то молится, или кладёт поклоны, или в безмолвии с молитвой занимается рукоделием, или читает святые книги, или плачет о своих грехах, - об этих монахах он радовался, благодарил Бога и молился за них, чтобы они до конца довели подвиги добродетели. Если же преподобный слышал, что монахи беседуют, собравшись вдвоём или втроём, или смеются, - он негодовал и, чтобы прекратить недозволенную беседу, ударял рукой в дверь или стучал в окошко и отходил. Так он давал знать о своём приходе и своим невидимым присутствием останавливал праздные беседы. На следующее утро он призывал к себе тех, кого заставал за празднословием, но не обличал их и не наказывал, а издалека, тихо и кротко, как бы притчами, заводил беседу с ними, желая узнать их прилежание и усердие к Богу. И если брат был послушливым, смиренным и горячим в вере и любви к Богу, то вскоре, поняв свою вину, он с раскаянием просил у игумена прощения. Если же брат был непокорным, с помрачённым сердцем, и стоял перед игуменом, думая, что святой говорит не о нём, и почитал себя безгрешным, пока преподобный терпеливо обличал его, - то такого непокорного брата игумен наказывал и наставлял на путь исправления.




1  Исповедь - таинство покаяния, - как и другие таинства, может совершаться только священником. Пречистые Тайны - причастие.


По материалам книги Елены Тростниковой
«Преподобный Сергий»

Сергий Радонежский чудотворец, преподобный > ... Постриг Начало обители Игуменство Чудо о хлебах О бедности одежды Сергия и неком крестьянине Изведение источника ...